22 января прошел для воспитателей семинар-практикум «Образовательные ситуации, помогающие поддерживать детскую инициативу». Тема детской инициативы в дошкольной педагогике активно исследуется давно. В 2013 году вступил в силу ФГОС ДО, в котором детская самостоятельность, активность, инициатива выходит на первый план, сменяя директивность, «заорганизованность» детской деятельности. На сегодняшний день, у педагогов практиков сохраняются профессиональные дефициты в способах и формах поддержки детской инициативы. Трудности возникают по причине отсутствия четких ориентиров, признаков развития детской инициативы. Просто и понятно отследить научился ли дошкольник держать ложку, рисовать, лепить, ловить мяч, а вот формируются ли у него навыки детской инициативы? От чего и от кого зависят условия для развития активного, свободного ребенка? Какие образовательные события способствуют формированию инициативы?
На семинаре-практикуме педагоги обсуждали что такое самостоятельность, активность, инициатива. Можно ли поставить знак «равно» между этими понятиями? Выделили главный признак инициативы — это когда ребенок сам себе ставит задачу и решает ее. Ведь дошкольник может самостоятельно и активно решать многие задачи, но при этом быть неинициативным, эти задачи перед ним ставит взрослый, не он сам. Выделяли условия, при которых детская инициатива будет формироваться, а при каких нет. Педагоги познакомились с топологией образовательных ситуаций:
Образовательная ситуация 1 типа — освоение нормы. Педагог учит детей определенным навыкам, он сам ставит задачу, не спрашивая о желаниях, потребностях детей. Форма таких образовательных ситуаций — занятия, говорит педагог, у детей «хоровые» ответы.
Образовательная ситуация 2 типа — освоение нормы + выбор вариантов. У ребенка появляется выбор материалов или партнеров, видов деятельности, но педагог продолжает быть единственным лидером и только он определяет задачи, хоть и с наличием ситуации выбора. Этот выбор заранее определен взрослым.
Образовательная ситуация 3 типа — совместное действие. Дети совместно решают, договариваются, обсуждают. Дальнейший ход образовательной ситуации уже зависит от детей, их мнения, предложений.
Образовательная ситуация 4 типа — инициативное действие во внешних рамках. Педагог провоцирует возникновение ситуации «А я это буду делать по другому» для каждого ребенка. Есть внешние рамки внутри которых, каждый участник образовательной ситуации самостоятельно определяет для себя задачу и пути ее достижения. Например, внешние рамки — «День пожилого человека», инициативные действия — обсуждение способов поздравления, участия (сделать открытки, подготовить концерт, организовать благотворительную акцию, создать видео поздравление и т.д.), решение поставленных задач.
Образовательная ситуация 5 типа: инициативное субъектное действие.
Завершился семинар тренингом, на котором командам необходимо было придумать образовательную ситуацию, представить ее, а коллегам узнать по признакам к какому типу эта образовательная ситуация относится и почему. Лейтмотивом семинара-практикума стала фраза: «А я это буду делать по другому», как педагогу организовать образовательную ситуацию, чтобы возникла у детей возможность делать по другому.